Персональные инструменты
Навигация
Регулирование участия муниципальных образований в финансово-хозяйственной деятельности
Говоря о финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образований, мы должны в целом рассматривать участие муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Однако мы сознательно сужаем круг вопросов, так как некоторые из них были рассмотрены в предыдущих разделах или будут рассмотрены ниже. Здесь мы по мере возможности исключаем вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса, межбюджетных отношений, ресурсной обеспеченности местного самоуправления, муниципальной собственности, участия муниципальных образований в земельных отношениях и остановимся на создании и функционировании муниципальных предприятий, учреждений и других муниципальных организаций.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими эту сферу деятельности, являются уже упоминавшиеся выше Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон). Названные акты предусматривают издание в соответствии с ними других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, но в настоящее время сфера гражданского законодательства в отношении местного самоуправления недостаточно развита. В любом случае, основные права, обязанности и ограничения, касающиеся местного самоуправления в сфере гражданских правоотношений, определены Гражданским кодексом и Федеральным законом.
Муниципальные образования являются субъектами гражданского права в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса. Причем указано: “... городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами”. Здесь для нас важно отметить, что выступая в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими лицами, муниципальные образования юридическими лицами не являются. В общем случае создается юридическое лицо, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через назначаемые или избираемые органы (статья 53 Гражданского кодекса). В рассматриваемом нами случае органы местного самоуправления являются и органами и юридическими лицами, не имеющими учредительных документов. Органы местного самоуправления на основании статьи 20 Федерального закона являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления действуют на основании устава муниципального образования, но этот устав не является их учредительным документом. Государственная регистрация органов местного самоуправления также не осуществляется. Вместо этого статьей 7 Федерального закона предусмотрена государственная регистрация устава муниципального образования, то есть регистрация документа (правового акта), а не лица.