Персональные инструменты
Навигация
Законодательное регулирование межбюджетных отношений и обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления предусмотрены п.п.7, 11 статьи 4 и п.п.4, 9 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Однотипные нормы содержатся одновременно в двух статьях Федерального закона, потому что соответствующие полномочия и обязанности имеются как у федеральных органов государственной власти, так и у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что вызвано федеративным устройством России и ее бюджетным устройством.
Федеративное устройство и существование института местного самоуправления предполагает наличие у всех субъектов власти, каковыми являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, собственной компетенции и необходимых для ее реализации бюджетных средств. Бюджетное и налоговое законодательство должны обеспечивать возможность формирования самостоятельного бюджета каждым субъектом власти и соответствие бюджета каждого субъекта власти исполняемым им функциям.
Осуществляя свои полномочия, федеральные органы государственной власти регулируют вопросы налогообложения, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Основными законодательными актами в этой сфере являются Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”. Названные законы касаются всех бюджетов и содержат, соответственно, положения, относящиеся к местным бюджетам.
В настоящее время формально является действующим Закон Российской Федерации “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”. Но положения этого закона практически не используются при формировании бюджетов, так как он в значительной части не согласуется с существующим налоговым и бюджетным законодательством, а в настоящее время требует еще приведения в соответствие с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вполне вероятно, что упомянутый закон утратит силу с принятием в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации и федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления”, проект которого рассматривается Государственной Думой, (в конце 1996 г.).
Поскольку формирование налогового и бюджетного законодательства в части, касающейся местных бюджетов, должно происходить на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, рассмотрим, какие механизмы межбюджетных отношений и реализации гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления определены основными правовыми актами в сфере местного самоуправления.