Персональные инструменты
Навигация
На примере обследования трех репрезентативных муниципальных образований в Саратовской области — г. Саратова, г. Балаково и г. ЭнгельсаVI — можно сделать вывод о наличии ряда типичных нарушений муниципальными образованиями федерального бюджетного законодательства, которые требуют федерального вмешательства.
1. Несоблюдение основных принципов казначейского исполнения бюджетов. Нарушение принципа «единства кассы». Доходы зачисляются на единый счет, в то время как расходы финансируются с разных счетовVII.
2. Фактическая несбалансированность бюджетов муниципальных образований: номинально бюджет сбалансирован, однако объем кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений таков, что при его переоформлении в долг бюджета (даже при условии рассрочки выплат на срок 10 лет) дефицит годового бюджета превысит допустимый БК уровень. Фактически может оказаться, что критерии текущей платежеспособности, заложенные в БК РФ, могут оказаться необоснованными.
3. Закрепление права органов местного самоуправления создавать внебюджетные фондыVIII.
4. Предоставление финансовым органам местного самоуправления прав расходовать сверхплановые доходы без принятия решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете.
5. Как правило, не проводятся открытые конкурсы на поставки товаров и услуг для нужд СФ и МО, все расходы по возможности проводятся через сеть государственных и муниципальных предприятий.
6. Отсутствие в бюджетах ясности с финансированием отдельных государственных полномочий.
Не менее опасными являются типичные нарушения федерального бюджетного законодательства, которые могут привести к ситуациям, требующим федерального вмешательства:
1. Ограничение прав законодательных органов местного самоуправления привлекать для ревизии бюджета независимых аудиторовIX.
2. В программу внутренних заимствований на текущий финансовый год не включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке. Таким образом, имеет место нарушение пункта 3 статьи 110 «Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
3. Не соблюдаются формы управления долговыми обязательствами муниципального образованияX.
4. Не ведется реестр задолженности муниципальных предприятий учреждений.
5. Имеет место нецелевое использование бюджетных средств: погашение кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений прошлых лет за счет средств бюджета текущего года.
6. Не формируется Реестр закупок товаров и услуг и сводный план муниципального заказа.
Выявленные нарушения сосредоточились вокруг следующих вопросов: перехода на казначейское исполнение бюджета, управления долговыми обязательствами и организации муниципального заказа.
На основе проведенного мониторинга консультанты утверждают, что два из трех указанных видов нарушений встречаются во всех муниципальных образованиях Российской Федерации.